28 мая - день пограничника.
В современной России этот праздник установлен Указом Президента РФ от 23 мая 1994 года "в целях возрождения исторических традиций России и ее пограничных войск". Пограничная охрана РСФСР была учреждена 28 мая 1918 года Декретом Совнаркома. Тогда же было создано и Главное управление пограничной охраны.
Правопреемником этих структур стала Федеральная пограничная служба - Главное командование Пограничных войск Российской Федерации (ФПС - Главкомат), которая была создана 30 декабря 1993 года Указом Президента РФ. Указом от 30 декабря 1994 года ФПС - Главкомат был переименован в Федеральную пограничную службу Российской Федерации (ФПС России).
Своими корнями история пограничной службы России уходит в далекое прошлое. Рассмотрим ее зарождение с конца IХ до конца IХХ веков, проанализировав данные, предоставленные Пограничной службы ФСБ.
Государственность на Руси стала складываться на рубеже IХ и Х веков. Одной из важнейших функций русского государства стала функция надежной охраны и защиты государственной территории, неприкосновенности государственных рубежей. Данный вид деятельности являлся прерогативой княжеской власти.
В Х – ХI веках древнерусская государственность достигла своего расцвета. Вместе с тем бесконечные вооруженные столкновения с соседями, и в первую очередь с кочевниками, побуждали Древнерусское государство заботиться об усилении вооруженной охраны собственных границ. В этих условиях на Руси была создана приграничная сторожевая система военно-оборонительного характера, основными элементами которой были специальные инженерно-фортификационные сооружения – сторожевые линии, временно собираемые силы для несения службы по выявлению готовящихся соседями нападений на русские земли и заблаговременного оповещения об этом великого князя.
Вместе с тем первое известное летописное упоминание о государственных мерах по организации защиты границ Руси и их охране относится к 988 году, когда великий князь киевский Владимир обратился к населению с призывом встать на охрану рубежей Земли русской.
Строительству приграничных городов уделялось повышенное внимание. Однако не все города могли надежно защищать русичей от вражеских вторжений, особенно от набегов кочевников. Последние были столь стремительны и мощны, что русские люди не всегда успевали принять соответствующие меры самозащиты и во всеоружии встретить врага. Деревянные стены городов не спасали население от гибели и вражеского «полона» (плена). Стало очевидным, что государству нужна служба обнаружения готовящегося к нападению врага и заблаговременного предупреждения об этом населения и князя. Вот почему первые киевские князья начали возводить на окраинах своей земли небольшие остроги, становища – огороженные высокой бревенчатой оградой маленькие крепости. Остроги в русском фольклоре получили название «богатырских застав», «богатырских дозоров», целью которых было «сторожить границу». Заставы выставлялись князьями на направлениях наиболее вероятного вторжения агрессивных соседей.
И все же во время нашествий и набегов кочевники легко обходили эти укрепленные городки и, оказавшись в их тылу, были предоставлены сами себе. В связи с этим возникла необходимость поставить более прочный заслон на пути врага. Поэтому позже укрепленные городки-крепости стали соединяться между собой крутыми валами, глубокими рвами и лесными засеками, тянувшимися на десятки километров.
Так было положено начало строительству ряда сторожевых линий, позже составивших вдоль рубежей Руси единую сильную оборонительную линию из городов-крепостей, сторожевых вышек, рвов и валов, засек и пр. Сторожевые линии сыграли важную роль в защите территории и населения Древней Руси от набегов южных и юго-восточных кочевых племён и народов, особенно печенегов и половцев. Одновременно они выступали плацдармом для нанесения упреждающих ударов и организации военных походов против врага. Все они просуществовали около 200 лет и были разрушены в период монголо-татарского нашествия. Многие из построенных русичами укреплённых городов исчезли с лица земли.
С распадом во второй четверти XII в. Древнерусского государства на отдельные (часто враждующие) феодальные княжества распалась и единая система охраны его пограничных рубежей. В ряде договорных грамот XIII – XIV вв. Новгорода с соседями указывалось на обоюдные обязательства соблюдать «старый рубеж» или «рубеж по старине». Рубежи при этом назывались «правыми», т.е. обоюдно утвержденными, признанными, фактически узаконенными. При этом рубежи русских княжеств удельно-вечевого периода в истории Руси, говоря современным языком, носили прозрачный характер. Но это не означало, что они были вне контроля со стороны князей: любые попытки соседей изменить их прохождение нередко приводили к войнам.
Фактически в XIII – XIV вв. рубежи русских княжеств и земель стали иметь не условное, а определенное конкретно-предметное значение. Они получили свое оформление на местности, что было подтверждено двусторонними письменными договорами о рубежах и межевыми грамотами. В этот же период закладывались основы охраны как сухопутных, так и речных, озерных и морских участков границы. Так в этот период в приморских землях Руси существовала так называемая «морская стража» (обычно стража в устьях рек), которая выставляла особые дозоры с теми же обязанностями, что и у сухопутных приграничных сторожей.
Образование и усиление нового государственного образования – Московского великого княжества – создало условия для восстановления разрушенной монголо-татарским нашествием сильной русской государственности, а вместе с ней и новой системы охраны рубежей русского государства.
В ХV веке московским князьям удалось создать в русских приграничных городах так называемую сторожевую службу, задача которой заключалась в наблюдении за выдвижением войска противника (либо его отдельных грабительских отрядов) к русским рубежам, своевременном оповещении об этом пограничных воевод и Великого князя.
В ХVI веке великие князья и государи всея Руси на западных участках границы государства обеспечивали его безопасность постоянным пребыванием вблизи границы полков русской рати, которые в определенной степени стали решать и задачи карантинного контроля в пределах приграничных территорий. На южных и юго-восточных рубежах России в летние месяцы основные силы русской рати несли в составе полков так называемую «береговую службу».
В последней четверти ХVI века с образованием и значительным укреплением Русского централизованного государства служба по охране «государевых рубежей» получила принципиально новое устройство. Впервые она стала организовываться на основании нескольких взаимосвязанных боярских постановлений, что впервые послужило основанием к появлению в России специальной нормативной базы в области организации специальной государственной службы, принципиально отличавшейся от других служб и призванной максимально обезопасить «государевы рубежи» от «прихода людей воинских». Именоваться она стала сторожевой, станичной и полевой службой.
В конце ХVI века она достигла своего расцвета. Служба имела военно-оборонительный, скрытный, разведывательно-поисковый характер. Во многом принципы организации этой службы в последующем легли в основу служебной деятельности отечественных пограничных структур .
В период «Смутного времени» в России служба на рубежах и границах России не неслась. Ее восстановление началось лишь с восшествием на русский престол династии Романовых. С некоторыми изменениями вся система организации системы охраны и обороны границ России в ХVII веке повторяла отечественный опыт в этой области накопленный к концу ХVI века.
Во второй половине XVII – начале XVIII веков с расширением территории государства в приграничье России началось активное строительство мощных пограничных укрепленных линий, на которых стали размещаться крупные контингенты войск государства. Широкое распространение получило привлечение на правовой основе к охране границы казачьих формирований. Прежняя сторожевая и станичная служба в стране была заменена форпостной службой, которую стали нести силы военного ведомства. На войска, которые несли эту службу, помимо задач военно-оборонительного характера были возложены и задачи карантинного надзора, упорядочения порядка пересечения государственной границы и рубежей государства исключительно через таможни, таможенные заставы и иные пункты, задачи задержания и поимки беглецов и дезертиров, встречи и сопровождения в пределах России послов и именитых иностранцев.
В середине XVIII в. граница государства стала все более превращаться в основное место сбора пошлин и регулирования внешнеэкономических связей России. Это в свою очередь привело к появлению новых проблем на границе. Острота их решения определялась тем, что попыткам регулирования экономики на границе, протекционистской политике правительства России сначала противодействовала стихийная, а потом организованная контрабанда товаров, которая в Российской империи в отдельные исторические отрезки приобретала характер национального бедствия. В 1750-х и 1780-х годах в России была предпринята попытка создания на границах империи широкой сети таможен (таможенной цепи) при широкой поддержке их деятельности со стороны особой пограничной таможенной вольнонаемной стражи.
Рубежом, который определил новый период развития пограничной службы России, по праву может быть назван 1827 г., положивший начало становлению специальной войсковой структуры, предназначенной для решения в пределах пограничной черты империи широкого круга государственных задач, в том числе и непосредственной охраны государственной границы. Первоначально созданная исключительно для борьбы с контрабандой на западной границе уже к концу 1830-х годов стража стала обеспечивать охрану государственной границы империи, в пределах приграничной территории империи решать задачи защиты ее территориальных, военных, экономических и политических интересов, карантинного надзора, задержания беглецов, дезертиров и бродяг. При этом круг задач пограничной стражи из десятилетия в десятилетие расширялся. С этого момента, на наш взгляд, есть все основания говорить о создании в России собственно специальной централизованной государственной структуры с широкими полномочиями, отвечавшей исключительно за охрану государственной границы, обеспечивавшей в пределах приграничной территории государства защиту его интересов, его безопасности, т.е. специальной Пограничной службы государства.