28 мая в России отмечается день пограничника.

Важный период истории пограничной службы России приходится на конец XIX – начало XX в., когда фактически завершилось формирование территории Российской империи, был осуществлён переход к золотому денежному обращению (российский рубль с 1897 г. стал стабильным и свободно конвертируемым), была создана цент­рализованная отлаженная система специальной охраны границы.

Главной задачей - являлась борьба с незаконным пересечением границы различными товарами вне таможенных пунктов. 15 октября 1893 г. по указу императора Александра III был создан Отдельный корпус пограничной стражи (ОКПС) с непосредственным его подчинением министру финансов. При этом число задач значительно возросло. Они стали подразделяться на задачи мирного и задачи военного времени. Отдельный корпус пограничной стражи стал составной частью вооруженных сил Российской империи. Его силам и средствам было отведено заметное место в мобилизационных планах страны. 

Со второй половины XIX в. в связи с ростом революционного движения, проникновением с Запада идей марксизма и анархизма, постепенным перемещени­ем центра революционного движения из Европы в Россию на границе дополнительно был организован политический контроль жандармских органов. Положение об этом впервые было зафиксиро­вано в Таможенном уставе 1857 г. В последующем, в 1871 г., в четырнадцати таможенных учреждениях западной границы были учреждены жандармские пропускные пункты, призван­ные защищать устои монархии, не допускать в Россию крамолу и ее носителей. Число этих пунктов быстро росло. В 1914 г. они действовали уже в 56 таможенных учреждениях. Ни одно транспортное средство не могло проследовать через границу без ведома жандармов. Объяснялось это тем, что пограничная стража в основном боролась с контрабандой и не нацеливалась на борьбу с политическим противником. Так, кроме войсковой и таможен­ной, параллельно рождалась на границе еще одна, третья система - жандармская.

С распадом в 1917 году имперской государственности и формированием государственности советской начинался новый этап в истории отечественной пограничной службы. Первые нормативные документы советской пограничной охраны были подготовлены бывшими офицерами отдельного корпуса пограничной стражи.

С первых лет своего существования Советская республика взяла курс на государственную монополию внешней торговли. Перед пограничниками была поставлена задача в корне пресечь все попытки экономической контрабанды. Внешне задача почти та же, что и в Российской империи, но корни у нее иного рода. «Если бы не необходимость монополии внешней торговли, вопрос об охране границы так остро бы не стоял», – подчеркивал глава советского правительства В.И.Ленин.

Одновременно с изменением типа государства, в условиях установления и укрепления советской власти политические задачи охраны границы в условиях борьбы с контрреволюцией также объективно заняли первостепенное место. Переходный период с 1918 по 1923 г. был коротким. Войска, участвовавшие в охране границы, стали Отдельным пограничным корпусом войск Объеди­ненного государственного политического управления (ОГПУ), централизованной войсковой организацией, выполнявшей за­дачи по охране границы, политическому контролю следования через границу лиц, транспорта и грузов. Впоследствии такой порядок был закреплен законодательно.

Организационно устранение накопившихся противоречий, в частности двойной подчиненности, на начальном этапе стро­ительства вылилось в объединение оперативной и войсковой структур пограничной охраны, что позволило решать вопросы охраны границы в комплексе и под единым руководством.
Результаты не замедлили сказаться на эффективности охра­ны границы. В довоенный период практически удалось решить задачу борьбы с контрабандой. Максимальное число задержан­ных контрабандистов на границе приходится на конец 1920-х – начало 1930-х гг. и достигает 13 тыс. в 1928 г., а с 1960-х гг. исчисляется буквально единицами. Аналогичная картина наблюдалась и с разоблачен­ными агентами иностранных разведок и шпионами.

К началу 1970-х гг. было достигнуто состояние, когда граница громадного государства протяженностью более 62 тыс. км оказа­лась почти в буквальном смысле на замке. Надежное закрытие государственной границы требовало немалых финансовых затрат, но государство осознанно шло на эти затраты. К 1987 г. численный состав погранвойск достиг рубежа 1952 г. и превысил 200 тыс. человек. Финансирование войск возросло по сравнению с 1955 г. в 5 раз. Во многом эти расходы были связаны с дополнительным ростом числа и объемом задач, ставившихся перед советскими пограничными войсками. В их числе были следующие: борьба с буржуазной идеологией, идеологическими диверсиями, охрана континентального шельфа и рыб­ных богатств страны, урегулирование спорных вопросов на границе, содействие другим государственным структурам в охране окружающей среды, участие войск в войне в Афганиста­не и др.

Обострение в СССР внутренних противоречий, заметное отставание в темпах промышленного производства, целый комплекс объективных и субъективных причин привели к распаду крупнейшего союзного социалистического государства. В истории Российской Федерации начался новый исторический период. 12 июня 1992 года в целях создания единой системы безопасности, охраны государственной границы и морской экономической зоны Российской Федерации Президент России подписал Указ «Об образовании Пограничных войск Российской Федерации». 30 декабря 1994 года Президент Российской Федерации подписал Указ «О федеральной пограничной службе Российской Федерации», а 4 мая 2000 г. – Федеральный закон «О пограничной службе Российской Федерации».


В начале ХХI века обстановка в мире значительно изменилась. Все мировое сообщество столкнулось с ростом численности и принципиальным изменением характера угроз безопасности государствам. Принципиально по новому стали оцениваться угрозы безопасности личности, обществу и государству в Российской Федерации. Особую тревогу стали вызывать угрозы со стороны международного терроризма, незаконного оборота наркотических средств, незаконной миграции и торговли людьми, незаконного расхищения природных ресурсов страны. В силу этого 11 марта 2003 г. Президент России подписал Федеральный закон «О мерах по совершенствованию государственного управления в области безопасности Российской Федерации», согласно которому Федеральная Пограничная служба (ФПС) России с 1 июля 2003 г. была упразднена, а её функции были переданы ФСБ России. Охрана государственной границы РФ с этого времени стала осуществляться пограничными органами и пограничными войсками федеральной службы безопасности.

27 мая 2004 г. Президент Российской Федерации согласился с предложением Директора ФСБ России об исключении из федерального законодательства термина «пограничные войска». Охрана государственной границы, внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа была возложена на пограничные органы федеральной службы безопасности Российской Федерации, которые в настоящий момент комплектуются лишь военнослужащими, проходящими службу по контракту.
 

Вход/регистрация

Подписка на тесты